Рецензия на фильм «Преступления будущего». О телесном уродстве и душевной пустоте

Рецензия на фильм "Преступления будущего". О телесном уродстве и душевной пустоте

Не могу сказать, что я большой поклонник творчества Дэвида Кроненберга, который за свою долгую режиссерскую карьеру заслужил звание одного из самых жёстких голливудских режиссеров. Хотя, одной из характерных черт для его работ являются весьма реалистично и изощрённо снятые сцены насилия, мне его фильмы тяжело смотреть по другой причине. Истинным объектом его изучения являются не столько физические, сколько психические истязания. Он, как никто другой, умеет забросить своих персонажей в суровую среду, наполненную жестокостью, безумием, и похотью, а затем, подобно живодеру, бросившему подопытного мышонка в воду, наблюдать, как они будут барахтаться в ней, как начнут стираться их привычные рамки мировосприятия и нормального поведения, открывая самые тёмные грани человеческой природы. Словом, для меня фильмы Кроненберга- это своего рода сеансы шоковой терапии, которые нужно принимать исключительно по настроению и состоянию души.

Тем не менее, есть в его фильмографии несколько лент, заслуживающих внимания. Среди его поздних работ однозначно выделю криминальную драму «Порок на экспорт», повествующую о буднях русских воров в законе, которые ведут свою преступную деятельность в Лондоне. Хоть лента и не избежала некоторой «клюквы», это один из немногих случаев, когда в западных фильмах русских изобразили не по типичному шаблону в духе «водка, балалайка, шапка-ушанка», а действительно углубились в тему, особенно в ту её часть, которая связана с нашей тюремной культурой, наколками и блатным слэнгом. Ну а из раннего творчества Кроненберга обращу ваше внимание на сюрреалистический хоррор «Видеодром», который стал острым провокационным исследованием на тему того, как насилие и разврат, транслируемые на телевидении, могут повлиять на неокрепший ум и тонкую человеческую психику. Не смотря на то, что «Видеодром» вышел почти сорок лет назад, на мой взгляд, он по сей день нисколько не потерял своей актуальности, ибо, как очень верно сказал один из героев этого фильма: «Мы живём в эпоху, когда телевизионный экран стал частью сетчатки человеческого глаза». В общем, покупая билет на «Преступления будущего», я готовился к тому, что меня ждёт мощная эмоциональная встряска. Отчасти она действительно случилась, вот только совсем не такая, как я ожидал.

Идея нового творения Кроненберга строится вокруг того, что в недалёком будущем из-за ухудшения экологии и изменения окружающей среды в человеческом организме, для адаптации к этим новым условиям, начнут появляться новые органы. Вроде бы, на бумаге идея очень проста и безобидна, но в голове Кроненберга она проросла в максимально извращённом виде. Он и ранее в своих картинах любил ходить по грани психоделического фарса, но в случае с «Преступлениями будущего» Дэвид явно решил отправить здравый смысл в долгосрочный отпуск и снять кино, которое будет вызывать у зрителя отторжение на клеточном уровне. Сложилось впечатление, что этим фильмом он решил, в стиле Ларса фон Триера, эпатировать публику тем, как реалистично он умеет снимать откровенно мерзкие сцены, не учтя при этом, что его «Преступления» не обладают и половиной достоинств, которые есть в работах Ларса.

«Преступления будущего» очень похожи на фантазии психически нездорового врача-хирурга, имеющего сильно искажённые понятия о красоте человеческого тела. В его воображение все просто одержимы внутренними органами человека, которые стали своего рода площадкой для творчества: на них можно наносить татуировки, или же придавать им какую-то необычную форму, а хирургические операции заменили людям поход в кино, и они готовы платить деньги за то, чтобы посмотреть, как кого-то разрежут и полюбоваться содержимым его желудка или грудной клетки. При этом сами подопытные не испытывают боли и способны переносить такие операции, находясь в сознании, и даже могут испытывать некое подобие оргазма, когда тонкий хирургический нож разрезает их плоть, обнажая внутренности. А индивидуумы, у которых в организме вырастает какой-то неизвестный науке орган, или другое новообразование, могут поучаствовать в конкурсе внутренней (в прямом смысле) красоты. Словом, люди будущего настолько одержимы человеческой анатомией, что оформляют в виде органов мебель и предметы интерьера.

Количество сцен со вскрытиями тел и копанием в кишках настолько зашкаливает, что создаётся впечатление, будто съёмки ленты были затеяны в первую очередь ради них, а весь остальной сюжет Кроненберг просто вымучил, чтобы хоть как-то оправдать тошнотворные омерзительные изуверства, показанные на экране. В результате, сам фильм больше похож на голый скелет, лишённый всех жизненно-важных органов и разветвлённой кровеносной системы, которая должна их связывать. Единственная сюжетная веточка, за которую можно зацепиться связана с группой людей, которые специально начали вносить коррекцию в свою пищеварительную систему, чтобы она могла переваривать переработанный пластик, позволив им употреблять в пищу отходы человеческой жизнедеятельности и бороться с загрязнением окружающей среды, но она просто меркнет на фоне всех мерзостей, которым подвергают человеческое тело на протяжении почти двух часов.

Мне совершенно непонятно, как Кроненбергу удалось затащить в эту наглядную энциклопедию по анатомии таких крутых актёров. Вигго Мортенсен, сыгравший Сола Спенсера, который стал одним их первопроходцев в области отращивания новых органов, за весь продемонстрировал разве что широкий спектр кривляния лицевыми мышцами, вызванный процессами, происходящими в теле его героя. Навскидку, даже не припомню у Вигго более блеклой роли, чем в этом фильме. Но в его оправдание скажу, что в этом скорее вина самого Кроненберга, решившего сделать всех персонажей похожими на подвижные куски мяса, у которых полностью атрофировалась душа. Человеческое тело стало для них настоящим культом, религией, а тех, кто не боится ставить на нём опыты, возвели в ранг в мессий. Актёрские работы в «Преступлениях» нужно воспринимать исключительно с оговоркой, что вы беззаветно верите в адекватность происходящего на экране, иначе как объяснить сцены, в которых героиня Леи Сейду возбуждается при виде мужчины с распоротым животом, из которого чуть ли не вываливаются кишки, а персонаж Кристен Стюарт с щенячьим восторгом рассказывает о том, как она мечтает, чтобы её прилюдно разрезали на операционном столе, я просто не знаю.

Если Кроненберг во время работы над «Преступлениями» задался целью сделать фильм, который вызовет у зрителя рвотные позывы, то эту задачу он даже перевыполнил. Не все зрители, присутствовавшие со мной на одном сеансе, смогли досмотреть ленту до конца, а те, кто всё же дождался финальных титров, наверняка задались логичным вопросом: «Зачем вообще этот калейдоскоп мерзостей был снят?». Идея того, что в будущем генетические мутации и отклонения станут реалиями нашей жизни и не будут восприниматься как уродство, уже на протяжении двадцати лет продвигается во франшизе «Люди-Икс», только там она преподнесена в куда более потребном виде. Честно говоря, это редкий случай в моей писательской практике, когда в фильме практически нечего анализировать, поскольку «Преступления будущего» несут куда большую ценность как обучающее пособие для патологоанатомов, нежели как художественное произведение. Единственная мысль, которая меня радовала после выхода из зала, что я не имею привычки брать в кино напитки и попкорн, ибо данное зрелище очень быстро отбивает аппетит.

Автор: Игорь Юрьев

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку в статье «Рецензия на фильм «Преступления будущего». О телесном уродстве и душевной пустоте», помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы получим ваше сообщение и внесём исправления в ближайшее время.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: