Банши (в ирландской мифологии)- фея, возвещавшая человека о скорой кончине кого-то из его близких людей.
Знаете, я всегда очень уважал режиссеров, которые дают возможность через призму сатиры взглянуть на житейские обыденные проблемы. Не так давно открыл для себя замечательную аргентино-испанскую драмедию «Дикие истории», состоящую из шести новелл, в каждой из которых очень остроумно обыгрываются последствия таких злободневных человеческих пороков, как издевательство и насмешки над ближним, гнев, жадность, злопамятство, ложь и неверность в отношениях. Однако, эталоном таких комедий, оставляющих совсем невесёлое послевкусие, если вдуматься в их содержание, для меня являются работы братьев МакДона. Они оба прекрасно умеют показывать серую неотшлифованную бытовуху, приправляя её крепким, как ирландский виски, юмором.
Последняя картина Мартина МакДоны, рассказывавшая о противостоянии женщины, потерявшей свою дочь, с бездействием местных правоохранительных органов («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»), стала одним из лучших фильмов 2017-ого года и, сугубо на мой взгляд, несправедливо уступила оскаровскую статуэтку ленте «Форма воды», которая даже в фильмографии самого Гильермо Дель Торо является отнюдь не лучшим творением. И вот, после пятилетнего перерыва, Мартин вернулся с новым фильмом, так что пока киноманы со всего мира находятся в трепетном предвкушении сиквела «Аватара», я с не меньшим трепетом ждал выхода «Банши Инишерина».
Действие ленты разворачивается в двадцатых годах прошлого столетия, когда в Ирландии бушевала гражданская война. Однако, остров Инишерин находится словно на другой планете. Он очень похож на утопающую в зелени деревню хоббитов, где местные, не подозревая о масштабе происходящих событий, живут тихой размеренной жизнью, ежедневно погружаясь в свои маленькие будничные заботы и радости. Но в один день тихий уютный мирок пастуха Падрика неожиданно начинает рушится, когда его закадычный друг, скрипач Колм, внезапно перестает с ним общаться, и их ссора становится главным предметом для обсуждения на тесном островке.
Думаю, многим из вас доводилось смотреть такие фильмы, которые, вроде бы, и сняты добротно, и актёры все отыгрывают на уровне, но после просмотра остаётся ощущение, что ленте не хватило какой-то финальной мысли, объясняющей для чего она, собственно, была снята. Так вот, уникальность братьев МакДона, как режиссёров, заключается в том, что их картины, хоть и простоваты по форме, но несут достаточно большую смысловую нагрузку, поскольку история, начавшаяся с такой банальной завязки, как ссора двух друзей, на деле оказалась настоящей философской притчей о жизни и смерти.
Фундамент, на котором строится весь фильм- это актёрская игра. Меня всегда поражало, какие глубокие нетривиальные образы Брендан Глисон воплощает в фильмах братьев МакДона. Ранее в их работах он сыграл три очень символичные роли- киллера, не чистого совестью полицейского и священника, чья вера проходит серьёзную проверку на прочность. В «Банши Инишерина» Брэндон выступил в более лирическом амплуа. В начале картины поведение его Колма вызывает откровенное недоумение- мужчина преклонного возраста ведёт себя как обиженный подросток, просто игнорируя человека, которого ещё вчера называл своим другом, словно пытаясь привлечь внимание к своей персоне столь нелепым способом.
Однако, если копнуть глубже, то можно разглядеть мужчину, рассуждающего с высоты прожитых лет о наследии, которое он оставит после себя на этой Земле, об упущенных возможностях, о годах, что срываясь, как птица с ветки, улетают вдаль безвозвратно, о том, чего он в этой жизни добился, и кто этому рад. Он, словно, предчувствует, что отведённое ему время заканчивается, что он не может его больше растрачивать впустую. Эти тяжёлые мысли будто надломили Колма, оставив на душе занозы, что ноют сильнее всего. Поток этих депрессивных дум катится со струн его скрипки, как слеза. В каждом жесте и взгляде героя Глисона прослеживается отрешённость, словно он настолько пресытился жизнью, что уже устал от неё. Брэндон очень тонко сумел изобразить человека, впавшего в уныние.
Честно признаюсь, я никогда не был поклонником Колина Фаррелла. Как актёр, он мне всегда казался каким-то однообразным. Мой любимый перфоманс в его исполнении неожиданно случился в фильме «Несносные боссы», где он так уморительно сыграл заносчивого наследника крупной фирмы, что затмил даже главных героев. Но в «Банши» роль необразованного простоватого пастуха сидит на нём как влитая. В противовес мудрому повидавшему жизнь Колму, Падрик является олицетворением беззаботной молодости и блаженной доброты. Он не видит тех изменений, что происходят в сознании его друга и не понимает, что разница в уме и жизненном опыте больше не позволяет голосам их душ звучать в унисон. Падрик живёт сегодняшним днём, не задумываясь о перспективах, о том, что нужно как-то менять свою жизнь, стремиться к чему-то большему. Мир ограничивается для Падрика лишь Инишерином, дальше этого острова он ничего не видит. Это его предел мечтаний, его зона комфорта, которую он боится покидать. Фаррелл и Глисон сумели создать на экране крепкий сплав молодости и опыта.
При этом сама история очень тягучая и неторопливая, как образ жизни на Иниширине. Мартин МакДона нащупал практически идеальный баланс между комедией и меланхолией, хотя финал и навеивает грустные мысли. «Банши» очень органично сочетает в себе размышления о дружбе, о смысле жизни и грядущем уходе из неё, об одиночестве и повседневной рутине, погружаясь в которую мы порой забываем о ценности каждого отведённого нам дня. В фильме очень много различного рода философских подтекстов, оставляющих большой багаж для обдумывания после просмотра. Помимо этого, к безусловным достоинствам фильма отнесу ирландскую аранжировку Картера Беруэлла, которая отлично дополняет атмосферу и, лично меня, очень приятно удивившего Барри Кеогана на втором плане.
Бесспорно, «Банши Инишерина»- один из главных фильмов этого года, но всё же лучшим в фильмографии Мартина МакДона я его не назову, поскольку он не для многократного просмотра. Не возьмусь оценивать шансы ленты на «Оскаре», так как это редкий представитель наградного сезона в последние годы, в котором нет ни одного представителя каких-либо меньшинств (за что МакДоне отдельное спасибо). Эта, на первый взгляд, простая история отражает саму жизнь со всеми её причудами и хитросплетениями, и полна глубоких рассуждений, одно из которых очень красноречиво озвучил герой Брендана Глисона: «Думаю, банши все еще водятся на Иниширине, просто теперь они не поют, а молча наблюдают со стороны».
Автор : Игорь Юрьев
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку в статье «Рецензия на фильм «Банши Инишерина». Мой черный человек в костюме сером», помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы получим ваше сообщение и внесём исправления в ближайшее время.