Невыносимая рефлексия бытия.
Сейчас рецензию про каждый третий российский фильм можно начинать со слов: «в истории советского спорта было немало славных страниц. И вот еще одна». В истории советского спорта был такой боксер – Валерий Попенченко. И тренер у него был легендарный – Григорий Кусикьянц. И на Олимпиаде в Токио в 1964 году они вместе заслужили «золото». И, как сейчас пишут в пресс-релизе, слава у этого спортсмена была сродни славе Юрия Гагарина. А для тех, кто не в курсе, пожалуйста, есть теперь фильм «Мистер Нокаут» с популярными актерами и от режиссера с узнаваемой фамилией. Вот только фильм ли это о спорте? И надо ли вообще снимать фильмы именно о спорте, когда каждый спортсмен, и это показывает «Мистер Нокаут», является человеком сложной душевной и ментальной организации. Ну и главное – это фильм-сольник. Что тоже выглядит уникальным, несмотря на как будто моноистории Харламова и Стрельцова.
Валерий Попенченко в начале фильма – кто угодно, только не боксер. Как станет понятно сильно позже, он проиграл своему якобы другу Сашке не просто на ринге, а на поле любовном. После чего окончательно распрощался с тем видом спорта, который у него получался лучше всего. Но огромный спортивный потенциал и энергию за пояс не заткнешь. Поэтому Валера поступает в мореходное училище, за его честь занимается всеми доступными видами спорта и скрывает ото всех свою израненную в детстве душу. Ведь на дворе 1950-е. Еще жива память о войне и о тех, кого она забрала. А у Валеры она забрала отца.
Встреча сначала с загадочной Таней в Эрмитаже, а потом с нахрапистым тренером-бунтарем Кусикьянцем меняет направление мыслей Валеры. Его цель теперь – Кубок Вэла Баркера, который вручается лучшему олимпийскому боксеру. Не потому, что он хочет быть лучшим в спорте, а потому, что мечтает купить Тане бриллиант. В общем, все ради любви.
Время, в которое «Мистер Нокаут» выходит на экраны, играет против него. Зимой мы досмотрели финальную часть «Последнего богатыря», недавно посмеялись на комедии «Непослушник»… И что это, как не попытка на утвердившейся славе актера Виктора Хориняка собрать кассу для картины, которая по современным меркам затянулась в производстве? Работа шла с 2019 года. Понятно, что у всех нас были «темные времена», но по итогу мысль о том, что «Мистер Нокаут» – это поскребыш, не оставляет весь сеанс. И связана она еще и с тем, что назвать фильм хорошим не получается.
Режиссер Артем Михалков берется за понятную задачу – показать становление национального героя, но, в первую очередь, человека. Вот эта легендарная фраза «В первую очередь, это фильм о людях» в случае с «Мистером Нокаутом» звучит как манифест. Но в своих попытках продемонстрировать, насколько это сложно составленная личность, режиссер явно запутывается и запутывает зрителя в том количестве сюжетных линий, которые он проводит. Близкие к броуновским скачки во времени, от пятилетнего мальчишки в ночи до бодрого 20-летнего улыбаки, через подростковый Ташкент и куда-то вдаль к триумфальным 60-м, с одной стороны, заставляют задуматься, как много вещей, мелочей формируют характер спортсмена, как и любого другого человека. А с другой – сбивают с толку, заставляя гадать, что же хочет сказать автор. Это фильм про любовь? Про соперничество? Про внутреннюю победу над собой? А может, про тернистый путь к исполнению мечты, которую сначала нужно сформировать?
Наличие множества смыслов – это, вроде бы, хорошо. Но когда голова едва успевает сообразить, в каком году сейчас проходит повествование (ведь кроме 5 и 14 лет, Валерия Попенченко играет один и тот же актер), то это многообразие уже не кажется таким положительным.
Любопытно, что сценарий писали братья Пресняковы, которые ладно что создали давным-давно «Изображая жертву», так они на прошлой неделе выдали «Одиннадцать молчаливых мужчин». Интересные авторы с ярким видением взялись за супермейнстрим, ведь спортивные драмы у нас клепают почти по конвейерному принципу, и это не обязательно делает только студия «ТриТэ». Богатство развития мысли – это явно их работа. Но кто написал фразу «Жизнь начинается тогда, когда ты мечту исполняешь» – большой вопрос. Потому что после того, как она звучит с экрана, примерно на третьей или четвертой минуте фильма, создается впечатление, что с этим фильмом все ясно. И потом все усилия бросаются на то, чтобы не оправдать этих зрительских ожиданий.
Виктор Хориняк в этой роли совершенно на своем месте. Не в плане визуального сходства с оригиналом, а в плане уместности. Худой, долговязый, резковатый, но с обаятельной народной улыбкой – кому еще как не ему играть боксера, чей стиль боя называли «дворовым» и «корявым», а его самого «Драчуном». Ему идут и ретростиль, и драма становления, и простодушная народность. Но склеить это в единый образ не получается. Как и не получается убедительно, по-чемпионски вдохновляюще выглядеть на ринге. Бокс – в принципе самая слабая часть «Мистера Нокаута». Да и когда на нем сосредоточиться, когда надо показать все, что творится в голове у персонажа. А еще же нужно время на историю тренера. Зря что ли на эту роль Сергея Безрукова позвали?
В прессе Попенченко и Кусикьянца титровали исключительно в паре. Второй был «Психопатом», потому что шел против системы советского спорта, ругался и использовал не закрепленные уставом методы тренировок. Разумеется, они эффектно сняты и представлены в фильме, который выходит сильно после «Рокки», но создатели уверяют, что в «Рокки» как раз использовалась система Кусикьянца. Сергей Витальевич живет в костюме Григория Филипповича в привычной чуть эксцентричной манере. Он яркий и взрывной, но в каждом его жесте и слове сквозит нарочитое актерство и эмоции, которые как будто бы самому Безрукову несвойственны. Страшно это писать, но роль коменданта СЛОНа Эйхманса была для него едва ли не гармоничнее, чем разухабистость тренера и его собственная борьба за истинный спорт и истинный патриотизм.
В «Мистере Нокауте», как и в «Молчаливых мужчинах», очень важную роль играет эхо недавней войны. И, может, не столько спорт, сколько именно эта тема так привлекла сценаристов и сроднила две довольно разные кинокартины. Ключевая травма, которая сформировала характеры персонажей и отношение к тому, что они делают, показана больше с пиететом, который тяготеет к пафосу (как эта фраза). А после прошедших Олимпийских игр, на которых наши лыжники делом, а не словом заставляли сердце выпрыгивать из груди, любых речей, особенно околополитических, хочется слышать как можно меньше.
Ну и закончим на том, что, конечно же, «Мистер Нокаут» – это очень и очень художественная версия событий. Особенно в вопросе любовной линии. Это драматичная сказка о персонаже, о котором современный зритель вправе не знать. Но после этого знакомства есть вероятность, что вы даже не запомните, каким именно видом спорта этот парень занимался.
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку в статье ««Мистер нокаут»: Рецензия Киноафиши», помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы получим ваше сообщение и внесём исправления в ближайшее время.